Дата проведения: 15.05.2019
15 мая 2019 года на базе МАНОУ «Лицей № 4» прошел обучающий семинар «Подготовка и проведение интегрированных уроков» для молодых специалистов — учителей русского языка и литературы, учителей истории общеобразовательных организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа. В рамках семинара был проведен открытый интегрированный урок литературы и истории в 11 классе «Диссидентское движение и „магнитофонная революция“».
В настоящее время перед учителями стоит проблема, как повысить интерес школьников к учебе. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства, способствующие развитию интереса к предмету.
В теоретической части семинара Гатиатулина Г.В., учитель русского языка и литературы МАНОУ «Лицей № 4», рассказала участникам семинара о поставленной перед собой задачей — соединить в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать выпускникам лицея единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Так возникла идея проведения интегрированных уроков, которым присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся могут получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.
Позднякова Т.В., учитель истории и обществознания, Гатиатулина Г.В., учитель русского языка и литературы МАНОУ «Лицей № 4», рассказали присутствующим об особенностях интегрированного урока, о том, как проходила подготовка к данному уроку. Идея интегрированного урока по литературе и истории возникла из сопричастности этих школьных дисциплин друг другу. При знакомстве с новым материалом на уроках литературы встречаются темы, которые требуют углубленного и детального изучения с погружением в проблему, чтобы острее прочувствовать и пропустить ее через себя.
В практической части семинара молодым педагогам был представлен интегрированный урок литературы и истории «Диссидентское движение и «магнитофонная революция» с участием обучающихся 11 класса МАНОУ «Лицей № 4» под руководством Гатиатулиной Г.В., Поздняковой Т.В.
Интегрированный урок прошел в форме семинара, к которому учащиеся готовились в несколько этапов. На первом этапе подготовки учащиеся собирали и накапливали необходимую информацию по теме урока. На втором этапе – самостоятельная работа учащихся. На третьем этапе проходило консультирование преподавателями учащихся.
На уроке ребята рассказывали о том, как зарождалось и развивалось диссидентское движение в СССР, как происходило формирование оппозиции официальному курсу. Звучали песни известных музыкантов — В. Высоцкого, А. Галича, использовались видеоматериалы из кинофильмов, зачитывались отрывки из прозы и публицистики писателей-диссидентов. В ходе урока одиннадцатиклассникам было предложено ответить на вопрос, является ли тема диссидентства актуальной сейчас.
Завершая семинар, Харина С.Л., методист МБОУ ДПО «НМЦ», обратила внимание присутствующих на то, подготовка к интегрированному уроку требовала от учащихся усвоения большого объема материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, актёров, оформителей. Урок способствовал повышению их познавательного интереса к предмету и теме и личностному восприятию литературных произведений, дал возможность сделать изучаемый художественный материал более наглядным, более зримым.
Интегрированный урок получил положительную оценку всех участников.
Педагоги сошлись во мнении — в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания других учебных предметов.
С. Л. Харина,
методист МБОУ ДПО «НМЦ»