Общие положения
1.1 Настоящее положение муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2019» (далее – Конкурс), учредителем которого является управление образования Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее — управления образования) определяет место, сроки, требования к составу участников и жюри конкурса, представлению материалов, конкурсные мероприятия, включая отбор лауреатов и победителя Конкурса, специальные номинации и призы, а также финансирование Конкурса.
1.2. Конкурс проводится с целью выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения, повышения социального статуса педагога и престижа учительского труда, распространения инновационного опыта лучших педагогов Кузбасса. Конкурс направлен на развитие творческой инициативы, рост профессионального мастерства педагогических работников, поддержку педагогов, использующих инновационные технологии в организации образовательного процесса, утверждение приоритетов образования в обществе.
1.3. Девиз Конкурса «В подвижничестве учителя – будущее России» отражает одну из главных задач современного образования – непрерывный профессиональный и личностный рост, трансляция лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных идей и достижений.
1.4. Организационное сопровождение Конкурса обеспечивает МБОУ ДПО «НМЦ».
1.5. Для организационного обеспечения проведения Конкурса создается Оргкомитет, который состоит из председателя, заместителя председателя и членов комитета. Оргкомитет формирует жюри.
1.6. В состав жюри входят специалисты управления образования, педагогические и руководящие работники МБОУ ДПО «НМЦ», победители муниципальных этапов конкурсов профессионального мастерства, представители общественных организаций, специалисты, делегированные учредителем Конкурса.
1.7. Оргкомитет утверждает сроки проведения и программу Конкурса.
Мероприятия Конкурса
2.1. Участниками Конкурса могут стать граждане Российской Федерации, которые являются педагогическими работниками общеобразовательных организаций и соответствуют следующим критериям:
2.1.1. замещение по основному месту работы должности «Учитель» (к участию в Конкурсе не допускаются представители иных категорий педагогических работников, а также руководители и заместители руководителей организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность, и их структурных подразделений, являющиеся учителями путём совмещения должностей);
2.1.2. преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определённые ФГОС.
2.2. Для участия в Конкурсе выдвигается только один участник от общеобразовательных организаций – победитель школьного этапа Конкурса.
2.3. Конкурс состоит из заочного и очного этапов.
2.4. Заочный этап «Методическое портфолио» включает три конкурсных задания: «Интернет ресурс», эссе «Я — учитель», «Методический семинар». Конкурсные материалы заочного этапа оцениваются жюри, по итогам составляется общий рейтинг участников, а также рейтинги по каждому из трех испытаний.
«Интернет ресурс». Представляется Интернет-ресурс (личный сайт, страница, блог сайта общеобразовательной организации), на котором можно познакомиться с конкурсантом и публикуемыми им материалами. Ссылка на Интернет ресурс указывается участником при заявке на участие в Конкурсе. Оценивается использование конкурсантом информационно-коммуникационных технологий как способа повышения качества профессиональной деятельности.
Критерии:
— дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки);
— информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи);
— информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).
Эссе «Я — учитель». Представляется литературное сочинение на заданную тему объемом до 6 страниц. Размещается на Интернет-ресурсе конкурсанта. Оценивается представление конкурсантом мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических позиций, понимания миссии педагога, смыслов и перспектив собственного профессионального развития, педагогических ценностей.
Критерии:
— широта мышления, эрудированность;
— целостность мировоззренческой, философской, профессиональной позиции;
— ясность и четкость аргументации взглядов и убеждений;
— художественность, соответствие изложения требованиям жанра.
«Методический семинар». Представляется компьютерная презентация (PowerPoint) объемом до 20 слайдов и пояснительная записка (Word) до 5 страниц. Файлы размещаются на Интернет-ресурсе конкурсанта. Оценивается представление конкурсантом своего инновационного опыта в реализации ФГОС.
Критерии:
— актуальность представленного опыта в условиях реализации ФГОС;
— инновационность предложенных методических наработок;
— практическая значимость представленного опыта;
— разработанность содержания, информационная насыщенность, структурированность и целостность материалов презентации;
— соответствие стиля, дизайна, анимации тематике и назначению презентации.
2.5. Очный этап включает конкурсные задания: «Мастер-класс», «Учебное занятие», «Образовательный проект», «Педагогические дебаты».
«Мастер-класс». Представляется идея профессиональной деятельности, ставшей основой темы и содержания мастер-класса (до 10 минут). Оценивается публичная демонстрация использования образовательных технологий по теме, выбранной конкурсантом.
Критерии:
— актуальность выбранной темы, ее соответствие основным направлениям развития образовательной практики;
— глубина и оригинальность содержания;
— научная и методическая ценность;
— социальная значимость;
— умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
«Учебное занятие» — 20 минут. Класс и предмет для проведения учебного занятия выбирает участник Конкурса. Тема занятия соответствует календарному плану изучения данного материала в образовательной организации, на базе которой проводятся конкурсные испытания. Тема объявляется участнику не ранее, чем за 2 дня до конкурсного испытания. Оценивается фрагмент учебного занятия, отражающий метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение конкурсанта формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности.
Критерии:
— соответствие содержания фрагмента учебного занятия заявленной теме и целям;
— умение организовать работу учащихся с информационными источниками;
— умение организовать взаимодействие учащихся между собой;
— умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся;
— глубина и точность самоанализа учебного занятия.
«Образовательный проект». Для конкурсного испытания все участники делятся по жеребьевке на группы. Каждая группа получает тему и в течение отведенного времени разрабатывает и готовит к защите образовательный проект. Представляется презентация группового образовательного проекта (до 10 минут на группу), ответы на вопросы жюри (до 5 минут). Оцениваются инновационный потенциал и проектная культура участников, умение презентовать продукт деятельности профессиональному сообществу.
Критерии:
— инновационность, оригинальность идей и содержания;
— возможность распространения и внедрения проекта, реалистичность ресурсного обеспечения для тиражирования;
— прогнозируемость результатов реализации проекта, разработанность инструментария для их оценки;
— культура представления и защиты проекта.
«Педагогические дебаты». Предлагается обсуждение по актуальным общественно значимым проблемам, где каждый участник Конкурса демонстрирует свою позицию, высказывая суждения по существу предмета дебатов и оппонируя сторонникам других точек зрения. Для конкурсного испытания проводится жеребьевка, в ходе которой происходит распределение участников на сторонников и противников. Оценивается умение представлять и пропагандировать свою позицию по актуальной общественно значимой проблеме, использовать тезисы оппонентов для аргументации и утверждения своих приоритетов.
Критерии:
— знание и понимание современных тенденций развития образования и общества;
— масштабность, глубина и оригинальность суждений;
— аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений;
— умение раскрыть свою позицию; — общая культура и эрудиция.
Подведение итогов Конкурса
3.1. По результатам Конкурса определяются один победитель и лауреаты.
3.2. По итогам конкурсных испытаний заочного тура могут быть учреждены специальные номинации конкурса «Лучшее эссе», «Лучший Интернет-ресурс», «Лучший методический семинар».
3.3. Все участники Конкурса получают сертификат участника.
3.4. Победитель Конкурса представляет муниципалитет на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России».